Небольшая комната, письменный стол, ноутбук с разбитым экраном и подключенным к нему монитором. На стене возле стола висят сертификаты о прохождении тренингов и школ, а напротив — расклеены стратегические задачи. Так выглядит рабочее место Вячеслава Овсеенко. Он помогает людям с инвалидностью учиться, развиваться и становиться операторами контакт-центра.
В Украине зарегистрированы 2,7 миллиона людей с инвалидностью. Из них 2,5 миллиона старше 18-ти лет. Такие данные приводит Госслужба статистики по состоянию на 1 января 2020 года. Харьковская область — на втором месте по количеству людей, получивших инвалидность. Среди взрослых такой статус имеют чуть менее 164 тысяч жителей региона.
По словам Любови Якушенко, главной консультантки отдела соцполитики НИСИ (Национального института стратегических исследований), в Украине нет точной статистики о гражданах с нарушениями зрения и слуха. По неофициальным данным, в стране живет более 100 тысяч людей с нарушениями слуха и примерно 300 тысяч — слабовидящих и незрячих. При этом многие украинцы с инвалидностью не могут реализовать право на труд.
Вячеслав Овсеенко плохо видит с детства из-за проблем со зрительным нервом. Он учился на инженера-приборотехника в НАУ имени Н. Е. Жуковского «Харьковский Авиационный Институт», позже работал промышленным альпинистом. Сменить профессию его подтолкнул несчастный случай: попал в глаз камень, отскочивший из-под работавшей неподалеку дорожной техники. Вячеслав временно потерял зрение.
«Это была невероятная случайность: камень попал в единственный глаз, которым я вижу. Первая мысль пришла: "Я не знаю, что делать". С моими навыками и специальностями, которые были на тот момент, не знал, как прокормить семью и детей. Потом подумал: "Слав, ты уже пару раз терял зрение и как-то же выходил из ситуации". А затем подумал, что нужно найти профессию, чтобы люди, оказавшиеся в таком состоянии как я, невидящие, могли достойно зарабатывать. Причем задача была со звездочкой: хотелось работать из дома, и чтобы этой профессией могло овладеть большое количество людей», — вспоминает наш герой.
Несколько месяцев Вячеслав вместе с тренерами организовывал игры и мастер-классы для незрячих и слабовидящих учеников Харьковского специализированного НВК имени В. Г. Короленко. Будущий предприниматель хотел понять интересы ребят и профессии, в которых школьники хотят реализоваться. Возникла идея создать колл-центр и на его базе обучать людей с инвалидностью, предоставляя им работу. Первыми учениками стали знакомые Вячеслава. После двух месяцев удаленного обучения появились трудности с практикой.
«Из пяти людей с инвалидностью по зрению работой обеспечили лишь одного, и то с тренером. Такой подход сработал не настолько эффективно, как мне хотелось, даже для пятерых. Я понимал, что нужно делать что-то по-другому, применять иные инструменты. Поэтому пошел обучаться социальному предпринимательству. На сегодня прошел три школы и уже понимаю, как и что организовать, кто клиенты, потенциальные заказчики», — рассказывает Вячеслав.
Так возник проект Acoustic UA: обучающая платформа для людей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата. Вячеслав нашел тренеров-партнеров для подготовки операторов. С группами участников работают удаленно.
В начале апреля 2020 года Благотворительный фонд «Харьков с тобой» открыл горячую линию STOP COVID-19 с номером 0 800 31 80 31. У подопечных Вячеслава появилась возможность поработать там операторами-волонтерами. Сперва на линию вышли трое людей из Харькова и один человек из Тернополя. Спустя неделю стартовало обучение новой группы: их приглашали через опросник в интернете.
«Первые полтора месяца линию вел коммерческий колл-центр. Когда представители фонда узнали, что он уходит, предложили: или мы полностью берем на себя горячую линию, или она закрывается. Мы решили, что будем вести», — вспоминает Вячеслав.
На линию STOP COVID-19 люди звонят с различными вопросами: о работе приложения «Дія» и о семейных врачах, как сдать тест на коронавирус или вызвать скорую. Большинство вопросов касалось принятых властями нововведений.
«Когда начался карантин, фактически ни один из государственных колл-центров не был готов консультировать, люди перебегали от одной службы к другой. Задачей нашего колл-центра было оперативно собрать информацию и предлагать готовые решения. Например, звонит человек и спрашивает: “Я заболел, что мне делать?”. И мы отвечали. Вскоре нам стали перенаправлять звонки Минздрав, Правительственная горячая линия, НСЗУ, пограничники. Когда обращались люди из Харьковской области, давали наши контакты: “Звоните вот им”», — отмечает наш собеседник.
Параллельно открылось еще одно направление — «теплая линия», своего рода телефон поддержки. Линия работала до лета 2020-го, в начале этого года ее возобновили.
«Большинство людей звонили в тревожном состоянии. Я понимал, что сначала нужно человека успокоить, дать выговориться, поддержать. Во время одного из первых звонков я примерно десять минут проговорил с пожилой женщиной, переживавшей, что не может выгуливать собаку из-за карантина. Я ей объяснил, что с собаками можно выходить. У нее резко поменялось настроение, она была на десятом небе. Но мне потом настучали по шапке, что долго занимаюсь несерьезным случаем, а в это время может быть срочный звонок. Тогда мы сделали отдельную линию. Назваться телефоном доверия было нельзя — у нас нет дипломов психолога — но выслушать и поддержать человека мы можем», — раскрыл идею нового проекта Вячеслав.
Олеся Лихачева работает на «теплой линии» три месяца. Прием телефонных звонков она совмещает с основной профессией. Олеся — учительница класса для детей с комплексными нарушениями здоровья в Харьковской специальной школе имени Г. В. Короленко. Также женщина работает с детьми разного возраста в комнате сенсорной разгрузки.
«Когда увидела объявление об обучении, заинтересовал один из предметов — эмоциональный интеллект. Мне хотелось больше узнать, как развивать в детях эмоции, учить их понимать друг друга. Прошла обучение и осталась на линии. Мне нравится сам процесс поддержки. Ты человека не видишь, не знаешь, возможно, слышишь его в первый и в последний раз в жизни. Но дать ему какую-то надежду, оказать поддержку — приносит удовольствие», — вспоминает выпускница образовательной программы.
Олеся родилась с катарактой: ее удалили, но в результате у женщины нет хрусталиков в обоих глазах. Для общения с клиентами ей хватает смартфона и нескольких мобильных приложений. Технических трудностей она не испытывает и добавляет, что очень помогает команда образовательной платформы. Время на общение с людьми на «теплой линии» Олеся находит после окончания рабочего дня в спецшколе или на выходных. Как-то даже пыталась принять звонок в автобусе, но из-за шума было неудобно.
«Прежде всего, наша задача — дать человеку понять, что он в этом мире не один. Почти из любой ситуации можно найти выход, но искать придется самому. Мы не решаем проблемы абонентов, но можем натолкнуть их на мысль, что они сами на это способны», — считает операторка.
Олеся говорит, что работает и осваивает новые навыки прежде всего для самореализации.
«Вся работа, которой я занимаюсь, приносит мне сначала моральное удовлетворение, а потом — все остальное. Я не могу поставить на первое место материальное обеспечение. Да, хочется жить, оплачивать коммунальные услуги, есть, пить и еще желательно что-то себе приобрести. Но самое важное — самовыражение. Сейчас люди с инвалидностью могут спокойно получить среднее и высшее образование. Проблемы начинаются, когда мы с дипломом, а некоторые даже с двумя или тремя, ищем работу. Никто в этот диплом смотреть не хочет. Для большинства работодателей человек с инвалидностью — это проблема. И очень трудно иногда разрушить внутренние стереотипы и объяснить работодателю, что он может обеспечить необходимые условия», — описывает ситуацию Олеся.
За год тренеры Acoustic UA обучили четыре группы операторов: у каждой было два месяца обучения и столько же — практики на телефонной линии. Участники изучали основы профессиональной коммуникации с разными категориями людей, учились понимать свои чувства и работали с эмоциями других людей. Тренинги вели психологиня Ольга Лубяная и авторка образовательных коучинговых программ Руслана Орловская. На последнем курсе к предметам программы добавились этика и украинский язык.
Всего курс прошли 80 человек, из них примерно 50 поработали операторами. Обучение было бесплатным, работу преподавателей оплачивали за счет грантов и благотворительных взносов.
В марте горячая линия на базе БФ «Харьков с тобой» была закрыта. Участники проекта Acoustic UA решили сами курировать линию.
«Мы договорились, что телефонный номер оставляем, а мы оплачиваем даже поступающие звонки. Я думаю, что со временем найдем финансирование на компенсацию входящих звонков», — уверен руководитель проекта.
Сейчас операторы работают на волонтерских началах, каждый — по 120 часов в месяц. На линию подключаются из дома с компьютера или телефона. На сегодня одновременно принимать звонки могут восемь консультантов. Вячеслав надеется, что проект сможет масштабироваться на всю Украину и получать коммерческие заказы от спонсоров, в том числе из других областей.
Для поддержания проектов и поиска новых возможностей для выпускников образовательной платформы Вячеслав создал общественную организацию «Бачення розмовою».
«Основная задача организации — создать среду, где люди с инвалидностью могли бы реализоваться и найти работу с достойной заработной платой, не выходя из дома. Мы не гарантируем рабочие места, но возможность даем. Например, в Acoustic UA некоторые ребята, прошедшие обучение, становятся преподавателями у новых учеников. Это прекрасно. Еще на базе ОО можно открыть отдельное социальное предприятие и обеспечивать людей работой. Мы сейчас к этому движемся», — говорит Вячеслав.
Во время интервью с Вячеславом было заметно, как он горит новыми проектами. Но это не единственное, чем заняты его мысли. Когда у Вячеслава родилась дочь, он увлекся съемкой видео. Купил камеру, освоил элементарные навыки монтажа, позже решил развиваться.
«Я приходил на различные мастер-классы. Поскольку не видел, что показывали спикеры на мониторе, спрашивал у организаторов, можно ли сделать запись, чтобы потом пересмотреть. Это сработало. Сейчас у меня больше 1 000 записей разных тренингов: например, по коучингу, психологии. Люди начали покупать мои записи, если разрешали организаторы: часть денег я отдаю им, другую — оставляю себе. Получается, хобби хоть маленькую копеечку, но приносит. Я сейчас не ставлю цель зарабатывать на записях, но приятно, когда за это еще и платят», — улыбается Вячеслав.
Основатель Acoustic UA говорит, что записывать истории о бизнесе полезно и для развития собственных проектов.
«Бывают случаи, когда люди что-то не учли, потеряли деньги. На таких ошибках стоит учиться, чтобы не повторять их. А еще шикарный кейс, когда приходишь на бизнес-завтрак, задаешь спикеру вопрос, и в камеру отвечают, дают совет. Вот это очень интересно», — отмечает Вячеслав.
Ниже — аудиовариант интервью Вячеслава.
Оперативні та перевірені новини з Харкова